В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными или федеральными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Заявка на присвоение статуса Федеральной Инновационной Площадки
«Дефектолог-ресурс» - площадка непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, нейрореабилитации.
Разработка, апробация и (или) внедрение методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий
Организация и реализация эффективной масштабируемой модели опережающего непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, нейрореабилитации, предполагающего:
- обеспечение методической и образовательной поддержки профессиональной деятельности специалистов-дефектологов в системе здравоохранения и социальной защиты населения, в области восстановительного обучения и нейрореабилитации.
- подготовка специалистов дефектологов, логопедов с возможностью работы в медицинских учреждениях, занимающихся реабилитацией.
-развитие принципов межведомственного взаимодействия, комплексного (мультидисциплинарного) характера оказываемой помощи, преемственности и согласованности во взаимодействии специалистов, участвующих в оказании специальной помощи лицам с ОВЗ на разных возрастных этапах.
- обеспечение вариативности, разнообразия форм и содержания непрерывного образования, развитие научных, авторских практических школ специалистов сферы нейродефектологической помощи
- использование цифровых технологий, электронных образовательных ресурсов для развития широкой географии распространения передового инновационного опыта, современных технологий коррекционного, инклюзивного образования
-развитие института наставничества в непрерывном образовании специалистов нейродефектологической помощи.
- аккумуляция коммуникационных ресурсов, живого социального, профессионального опыта, подверженного изменчивости в зависимости от реальных запросов участников, субъектов образовательного процесса.
- объединение заинтересованных субъектов, участников, профессионалов, готовых поделиться ресурсами, сотрудничество, поиск новых направлений развития коррекционного и инклюзивного образования.
- условия для трансфера инновационных идей и разработок в сфере образования, мобильность,
-Инновационные технологии, методики и содержание, технологии реализации непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, нейрореабилитации (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в сфере:
- Комплексного, мультидисциплинарного подхода к подготовке специалиста нейродефектологической помощи, работающего в составе комплексной медицинской реабилитации/абилитации пациентов различного пола и возраста.
-Комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях возникновения новой короновирусной инфекции и чрезвычайных ситуаций;
-Национального проекта «Демография»: реабилитации старшего поколения; специализированная помощь лицам разного возраста, начиная от рождения и заканчивая пожилым возрастом.
-Адаптивной физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ОВЗ;
-Сопровождаемого проживания, ранней помощи, в рамках работы по выполнению поручений Президента Российской Федерации, связанных с повышением эффективности системы социальной защиты населения;
-Инновационных нейрореабилитационных технологий;
-Технологий сопровождения: ассистивные средства и технологии реабилитации.
- Психолого-коррекционного сопровождения детей с ОВЗ
– инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта);
«Дефектолог-ресурс» - Междисциплинарная площадка непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи предполагает в основе:
-мультидисциплинарность, актуальный клинико-ориентированный подход специалиста к работе,
-изучение и трансляцию современных коррекционных и инклюзивных практик от ведущих специалистов технологий организации ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации; технологий организации сопровождаемого проживания, практических аспектов применения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в системах ранней помощи и сопровождаемого проживания, имплементации Международной классификации медико-социальных вмешательств в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
-организацию и реализацию непрерывного образования в сфере Нейродефектологии (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика) как синтетической специальности, находящейся на стыке смежных дисциплин: неврологии, нейрофизиологии, педагогики, психологии, нейролингвистики, психиатрии и других. Специфика деятельности нейродефектологов обуславливает необходимость слияния научных педагогических подходов с практическим ориентированием на конкретные запросы медицинской практики.
- адаптацию педагогических технологий к специфике медицинских учреждений: коррекционно-развивающие и (или) коррекционно-восстановительные занятия (процедуры).
- разработку и внедрение практических модульных семинаров от ведущих специалистов-экспертов по тематике всех видов нейродефектологической помощи в организациях здравоохранения и социальной защиты.
- разработку и внедрение индивидуально-ориентированных программ, включающих различные методы и приемы нейродефектологической работы специалиста;
- оказание консультативную помощь родственникам и (или) родителям пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности, нарушения функций и структур организма.
– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.);
Необходимость развития системы непрерывного образования специалистов нейрокоррекционной сферы продиктована высокой распространенностью нарушений речи, интеллекта, двигательной и сенсорной сферы у лиц разного возраста с заболеваниями центральной нервной системы.
Реальность, реализуемость проекта «Дефектолог-ресурс» - Площадка непрерывного образования специалистов нейродефектологической помощи, основана на междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, специального дефектологического образования, социального обслуживания населения, занятости населения, физической культуры и спорта в решении практических вопросов развития реабилитации и абилитации, психолого-коррекционного сопровождения инвалидов и детей-инвалидов.
Результаты проекта:
-Формирование инновационного пространства в сфере дополнительного профессионального образования специалистов нейродефектологической помощи
-Повышения качества дополнительного профессионального образования нейродефектологов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов) для работы в организациях сферы здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения.
-Поддержка и обеспечение вариативности содержания и организационных форм дополнительных профессиональных программ и программных модулей для специалистов логопедического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидов
Поднятие значимости непрерывного образования нейродефектолога, участвующего в процессе реабилитации и (или) абилитации пациентов, имеющих ограничения жизнедеятельности
-«Дефектолог-ресурс» - площадка непрерывного образования, профессиональной переподготовки специалистов в сфере нейродефектологии, медицинской (клинической) логопедии в том числе и в работе со взрослыми. Поддержка практики междисциплинарного подхода, повышения требований к уровню подготовки специалистов в области нейродефектологической помощи.
-«Дефектолог-ресурс» - площадка непрерывного, опережающего образования специалистов в сфере тьюторского сопровождения лиц с ОВЗ
-«Дефектолог-ресурс» - площадка методической и образовательной поддержки специалистов реабилитационной и абилитационной среды, действующая на основе принципов комплексности и системности.
Реализация непрерывного
– корреляция проекта (программы) с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474;
Проект «Реабилитолог/Дефектолог-ресурс» коррелируется с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными:
Указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, в частности с целями в области образования:
- формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474:
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей как национальная цель развития Российской Федерации на период до 2030 года
– иная информация, характеризующая значимость проекта (программы).
Проект профессионального стандарта «Нейродефектолог (логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог)», Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" – обосновывают необходимость дополнительного профессионального образования медицинского (клинического) логопеда, нейродефектолога с учетом междисциплинарного, клинико-ориентированного подхода.
Положение о мультидисциплинарной реабилитационной команде, участвующей в процессе реабилитации предусматривает наличие медицинского логопеда – междисциплинарного специалиста, способного участвовать в:
-формирование цели и задач проведения реабилитационных мероприятий;
-оценке факторов риска проведения реабилитационных мероприятий и факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий;
формирование и реализация индивидуального плана медицинской реабилитации (ИПМР);
-оценке эффективности реализованных в рамках ИПМР реабилитационных мероприятий.
Проект «Дефектолог Ресурс позволяет осуществить профессиональную переподготовку специалистов, работающих в сфере (медицинской) логопедии и реабилитации.
Необходимость повышения качества профессиональной подготовки нейродефектологов (логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов) для работы в организациях сферы здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения.
[1] В соответствии с пунктом 5 приказа Минобрнауки России от 22 марта 2019 № 21н «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».